Старый Аккерман (old_akkerman) wrote,
Старый Аккерман
old_akkerman

Categories:

Архитектор Ржепишевский

Расскажу еще об одной семье, проживавшей на улице Архиерейской на углу с улицей Старобазарной в доме Григория Христофоровича Бозаджогло. Это семья Ржепишевских. И по большому счету, на доме, где жила эта семья, должна висеть мемориальная табличка…

В Википедии есть статья про архитектора Ржепишевского, где говорится: "Александр Иванович Ржепишевский родился в г. Аккерман (Белгород-Днестровский) Бессарабской губернии в семье военнослужащего пограничных войск".

На самом деле он родился не в Аккермане и не в семье военнослужащего.

Но обо всем по порядку...

История семья Ржепишевских

После Варшавского восстания 1830 года многие поляки предпочли уехать из мятежного края. В это время очень многие чиновники в Бессарабии имели польские фамилии. И среди таких чиновников мы видим братьев Ржепишевских.

Гавриил Моисеевич Ржепишевский пошел по судебной линии. Он был Заседателем от правительства (или как стали позже говорить – от Короны) в Уездных судах Бессарабской области – с 1841г в Яссах, с 1843г в Хотине, с 1844г в Кагуле.  В 1859г он уже Заседатель от правительства в Окружном суде в Бельцах.

Григорий Моисеевич Ржепишевский служил в полиции.

В начале 19 века уездный город Аккерман, который возник из форштадта Аккерманской крепости, включал в себя многочисленные пригороды – посады. В них проживало столько же народу, как и в самом городе.

01

И в 1841 году Высочайшим повелением из предместий города Аккермана были образованы три посада – Шабо, Папушой и Турлаки, каждый со своим упрощенным посадским управлением.

02

Приставом посада Шабо был назначен коллежский советник Григорий Моисеевич Ржепишевский. Он занимал эту должность до 1859 года. Числился у начальства на хорошем счету.

03_1855
Бессарабские Областные ведомости, 1855 год


После 1860 года Ржепишевские уже не упоминаются в списках бессарабских чиновников.

В это время в Польше после смерти Николая I поднимается освободительное движение, вылившееся в знаменитое «Январское восстание» 1863 года. Возможно, братья Ржепишевские тоже принимали участие в событиях в родной Польше…

Но это всего лишь версия… Скорее всего они просто вышли на пенсию. И как это было принято в те времена, дети чаще всего наследовали профессию родителей. В 1882 году в Измаильской полиции мы уже встречаем сына Григория Моисеевича – Ивана Григорьевича Ржепишевского. До этого он уже успел послужить в Яссах и Бельцах.

04_1882
Адрес-календарь Бессарабской губернии, 1882 год

Часто бывает так, что ушедший на повышение начальник перетягивает с собой своих сотрудников, формируя «свою» команду. Так и Измаильский полицмейстер Михаил Карпович Тобилевич в 1882 году назначается Аккерманским уездным исправником (и будет служить 25 лет «беспорочно» на этом посту). Вслед за ним переходят в Аккерманскую полицию Иустин Павчинский – становится приставом посада Папушой (1882-1993) и Иван Григорьевич Ржепишевский – становится помощником Уездного исправника.

05_1895
Путеводитель по Аккерману и его уезду, 1895 год

Иван Григорьевич поднимается по чинам – губернский секретарь (1882), титулярный советник (1888), коллежский секретарь (1893), надворный советник (1895), коллежский советник (1900). То есть дослужился до уровня полковника, говоря сегодняшним языком, и имел право на личное дворянство.

В 1897 году уходит на повышение и становиться Уездным исправником в Бельцах (до 1900 года) а потом в Оргееве (1901-1905).

Помимо службы, Ржепишевский участвовал в общественной жизни города Аккермана – Иван Григорьевич в 1893 году становится членом-учредителем общества потребителей "Хозяин". Его жена Мария Ивановна служит в 1895-1896 годах классной дамой женской 6-ти классной Павловской прогимназии.

Семья Ржепишевских была многодетной - у них было десять детей. Тем не менее Ржепишевские смогли дать образование своим детям.

Старших сыновей Ивана Григорьевича мы встречаем в списках студентов Новороссийского университета в Одессе:

Ржепишевский Виктор Иванович, сын штаб-офицера, родился в 1871 году в Ясском уезде, учился в Херсонской гимназии, в 1896 году поступил в Новороссийский университет на физмат, отделение естественных наук.

Ржепишевский Михаил Иванович, сын штаб-офицера, родился в 1877 году в г.Бельцы, учился в Херсонской гимназии, в 1895 году поступил в Новороссийский университет на физмат, отделение математических наук.


О других братьях и сестрах сведений почти не сохранилось. Известно только, что братья увлеклись политикой и стали революционерами (один из них впоследствии оказался на каторге).

Но один из детей Ржепишевских стал известным архитектором и прожил сложную и интересную жизнь…


Архитектор Ржепишевский

Александр Иванович Ржепишевский, родился в 1879 году в Измаиле Бессарабской губернии в семье полицейского офицера. В 1882 году вместе с родителями переезжает в Аккерман.

Учился в Аккерманской мужской гимназии. Гимназия в Аккермане в то время была 6-классной (преобразована в полную гимназию только в 1902 году), поэтому Александр получал аттестат о полном среднем образовании в 4-й Одесской гимназии. В гимназии Ржепишевский увлекся рисованием. Это занятие стало смыслом всей его жизни и переросло в любовь к архитектуре.

После окончания гимназии в 1898 году он вслед за старшими братьями поступил в Новороссийский университет в Одессу на Физико-математический факультет, отделение математических наук.

13_3
Списки студентов Новороссийского университета в весеннем полугодии 1898-1899 годов

Отучившись один или два семестра в Одессе, Ржепишевский уезжает в Петербург и становится студентом Института Гражданских инженеров.

В 1903 году оканчивает его с золотой медалью. В то время золотая медаль давала право продолжить учебу в Европе.

И вот с 1904 по 1906 год Ржепишевский учится в Париже, в знаменитой Сорбонне. Пребывая там, молодой архитектор прилежно изучает западное искусство, приемы европейских зодчих, чтобы потом перенести их на отечественную почву. Блокноты того времени содержат множество зарисовок, в которых Александр развивает увиденные им приемы.

Вернувшись в 1908 году Петербург, Ржепишевский женился. У него рождаются две дочери: старшая Наталья и младшая Галина. Чтобы содержать семью, Александр Иванович берется за любые заказы и участвует в различных архитектурных конкурсах. В те времена конкуренция между молодыми малоизвестными архитекторами была отчаянной: Александр Иванович писал в те дни брату, что работает по 18 часов в сутки. Постепенно напряженный труд начал приносить плоды: на восьми конкурсах из двенадцати проекты Ржепишевского заняли призовые места.

В одном из таких конкурсов на проект Купеческого банка с гостиницей "Астория" в Харькове его проект в соавторстве с Н. В. Васильевым (который после революции стал Главным архитектором Нью-Йорка) победил, и Ржепишевского пригласили для авторского надзора за строительством. Так в 1910 году Ржепишевский попал в Харьков. Строительство, на которое его пригласили, завершилось в 1913 году, но Ржепишевский жил в городе до 1920 года, работая сначала внештатным городским архитектором, а затем открыв собственную проектировочную мастерскую.

06
Купеческий банк с гостиницей "Астория" в Харькове

Всего в Харькове по чертежам Ржепишевского построено 27 домов: больницы, особняки, производственные помещения мануфактур, общественные здания, «доходные дома» (многоквартирные жилые дома, построенные для сдачи квартир в наём), а также так называемые «компанейские» дома (дома квартиросовладельцев); 20 из них признаны сегодня памятниками архитектуры.

07

Здания Александра Ивановича в стиле «модерн» украшают не только Харьков. Он выстроил несколько зданий на Садовом кольце в Москве, особняк сахарозаводчика А. Ребиндера в Шебекино Курской губернии, пансионат «Долосы» в Ялте.

Младшая дочь архитектора, впоследствии известный советский балетмейстер (к примеру, она была постановщицей танцев в фильме «Волга-Волга»), Галина Шаховская вспоминала: «Отец был человеком жизнерадостным. Искусство было смыслом его жизни. Вставал он обычно в 5 часов утра, в 6 принимался за работу — проектировал, рисовал, чертил. Затем объезжал строительные площадки, внимательно следил за работой. Успевал увлекаться спортом — теннис, коньки, фехтование. После обеда любил музицировать. А вечером в архитектурной мастерской собиралась способная молодежь и мастера. Время посвящалось рисунку и живописи».

08
Дом на улице Рымарской, 19. На втором этаже размещалась мастерская самого Ржепишевского и его архитектурное бюро, а на верхнем — квартира с художественной студией.

Таким уклад его жизни был до осени 1917 года, когда власть в России захватили большевики.

Респектабельный, привыкший жить на широкую ногу архитектор Ржепишевский за какие-то месяцы превратился едва ли не в нищего. От его двух квартир новоявленные экспроприаторы оставили ему лишь одну комнатенку, средств к существованию не было, заказов и не предвиделось. В России началась страшная и кровавая гражданская война.

09
Когда-то в этой квартире жил Александр Ржепишевский...

Чтобы спасти себя и свою семью, Ржепишевский решился эмигрировать. Для оформления необходимых бумаг он выезжал в Крым. И тут происхошло непредвиденное. Когда уже все было готово к отъезду, он случайно познакомился с женщиной, москвичкой, такой же как и он беженкой. Александр Иванович с первого взгляда полюбил эту, в общем, случайно встреченную им женщину. Полюбил настолько, что прининял совершенно неожиданное для всех решение — остаться с этой женщиной в Советской России.

Семья пережила шок. Срочно приехавшая в Крым жена Ржепишевского попыталась его образумить, вернуть в семью, но тщетно. Александр Ржепишевский, со свойственной ему решительностью с семьей порвал и вместе со своей возлюбленной уехал в Москву.

Если бы Ржепишевский эмигрировал, его, без сомнения, ожидала бы мировая слава: его друг и компаньон по харьковскому строительству Николай Васильев после эмиграции в США прославился на западе и даже стал главным архитектором Нью-Йорка.

Но Александр Иванович отказался покидать родину. 20-е годы он провел в Москве в бедности и безвестности.

Со своей возлюбленной он поселился на улице Герцена, в буквально сарае, превращенном его талантливой рукой в очаровательный домик с мезонином. Позже он передал этот домик переехавшей в Москву первой семье (между прочим, его старшая дочь Наталья Гланн стала одной из первых советских кинозвезд).

История не сохранила ни имени, ни возраста, ни других сведений об этой женщине. Эти сведения были уничтожены стараниями жены Ржепишевского. Осуждать ее нельзя: ведь она всю жизнь любила Александра Ивановича. И хотя имела возможность выехать за границу, но не воспользовалась. Отказалась и от предложения Николая Васильева стать его женой. Вернулась в Харьков. История по-своему отмстила ей за уничтожение документов — не сохранила ее имени.

В 1930 году Ржепишевский как «буржуазный элемент» был арестован чекистами. Полгода он томился в застенках большевистской охранки и вышел из тюрьмы больным, разбитым человеком. Через два месяца после своего освобождения, поднимая вязанку дров на пятый этаж неотапливаемого дома, где он проживал, архитектор почувствовал сильное недомогание. Он скончался от сердечного приступа в возрасте 51 года в 1930 году. Долгие годы о буржуазном зодчем в стране Советов не вспоминали, сегодня неизвестно даже, где находится его могила.

10

Тем не менее, Ржепишевский остался в истории отечественного градостроительства как один из выдающихся мастеров стиля модерн. Хочется надеяться, что его имя будет чтимо не только в тех городах, которые он украсил своим талантом, но и на его малой родине - в Аккермане…

Подробнее о его архитектурном наследии можно почитать в журналах http://basart2007.livejournal.com и http://arch-heritage.livejournal.com



Ну, и немного информации о детях Александра Ржепишевского...

Глан (Ржепишевская) Наталья Александровна

11

Родилась 4 (17) января 1904 года Харькове, в семье известного архитектора Александра Ржепишевского.

В 1920-х и 1930-х годах стала известной как экспериментатор танца, авангардный балетмейстер.
Работала балетмейстером в Московском театре рабочей молодежи (ТРАМ), в музыкальном театре под управлением Немировича-Данченко и Станиславского.
Занималась танцем во многих студиях, в том числе в студии Л. Лукина. Дебютировала как постановщик концертной программы танцевальных номеров на музыку Ф. Шопена на сцене Московского камерного театра, решенных средствами пластического танца и эксцентрики (1924). Многие из них впоследствии жили на эстраде («Галантерейный» Э. Мея, «Репортер» А. Румнева, «Эстрадная певица» Г. Шаховской). Вслед за Н. Фореггером вывела на эстраду типы современной улицы: хореопантомима на музыку Ю. Милютина «Иван Маляр и четыре франта» в исполнении хореографического отделения Техникума искусств. Это был ряд сатирических, памфлетных танцевальных сценок, где действовали торговки, милиционеры, беспризорники. Созданные Глан танцы отличали острый гротесковый рисунок движений в сочетании с бытовыми жестами. Глан поставила танцы в спектаклях А. Таирова «День и ночь» (1926), «Любовь под вязами» (1926), создала пластику в «Клопе» в постановке В. Э. Мейерхольда (1929).

Она занялась стала одним из самых модных, даже авангардных балетмейстеров. В ее экспериментальных спектаклях в Большом театре танцевал молодой солист Игорь Моисеев, в будущем – создатель знаменитого театра народного танца.

В начале 1930-х годов работала в московских, и ленинградских мюзик-холлах, ставила танцы в спектаклях «Как 14-я дивизия в рай шла», «Под куполом цирка» и др. Отрицала танцевальную технику как самоцель, стремясь подчинить её сценической образности.
Снималась в кино. Самой заметной работой была главная роль в фильме "Мисс Менд" (1926).
Была первой женой известного режиссера Бориса Барнета.

Умерла 12 сентября 1966 года Москве от скоротечной чахотки.

Шаховская (Ржепишевская) Галина Александровна

12
Галина Шаховская родилась 7 (20) февраля 1908 года.

С 1936 г. – была балетмейстером и танцовщицей на эстраде. С 1940 г. – балетмейстер. С 1942 по 1965 г. работала балетмейстером в Московском театре оперетты. Она ставила танцы почти во всех фильмах Александрова и Любови Орловой, начиная с «Цирка» и заканчивая «Русским сувениром». Общим увлечением у «Галоньки» и «Любочки» было шитье. Конечно, их объединяла безграничная любовь к искусству, к профессии, энтузиазм, их полная посвященность работе, но и, в сильной степени, схожесть судеб и общность воспоминаний. Они вышли из интеллигентных семей, пострадавших от революции, потерявших все, что имели. Им пришлось «делать себя самим», начинать с нуля, преодолевать не только естественные на профессиональном пути препятствия, но и, в буквальном смысле, бороться за выживание, пережить лишения, голод, безденежье и безнадежность смутного послереволюционного времени. «Где память есть – там слов не надо».

Tags: Архиерейская (Калинина), Архитекторы, Шабо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments