Старый Аккерман (old_akkerman) wrote,
Старый Аккерман
old_akkerman

Categories:

Фонари завода Рестеля

В нашем обществе не принято бережно относиться к материальным приметам прошлого. Оно и понятно – многочисленные «освобождения» приучили людей опасаться предметов «из раньшего времени».

Еще не так давно за какую-нибудь табличку на румынском языке вполне можно было попасть в «места не столь отдаленные». Не сохранилась ни одна уличная табличка царских, румынских или довоенных советских времен. Не осталось на зданиях страховых знаков – а ведь когда-то они были на всех фасадах и украшали наш город.

И все-таки можно найти на улицах старого Аккермана приметы ушедшего времени…



В Парке Победы сохранились два чугунных фонаря. Давно не работают установленные на них светильники, столбы покрыты многочисленными слоями серой краски.

Но на них еще можно рассмотреть клеймо производителя: «Заводъ В.К.Рестеля въ Одессе».



Один из этих чугунных столбов виден на послевоенном снимке. Видно, что столб был установлен на каком-то постаменте, а фонаря на нем уже не было.



Это свидетель давней эпохи керосиновых фонарей.


В XIX веке улицы Аккермана освещались немногочисленными керосиновыми фонарями. Такие фонари нещадно коптили. Световая отдача таких источников была очень мала из-за низкой температуры пламени.

В 1876 году Кишиневские епархиальные ведомости писали:

«Город, вообще сонный и грязный, имеет только одну улицу, вымощенную камнем, и поставленные в нем кое-где в 1872 году уличные фонари, давно побитые и в некоторых местах повалившиеся, напрасно свидетельствуют о заботах городской думы доставлять удобства жителям Аккермана, так как фонари еще никогда не освещались.»

Но видимо уличные светильники устанавливали и раньше. Один из таких керосиновых фонарей, на деревянном стобе, можно разглядеть на снимке К.Мигурского 1869 года. Фонарь был установлен на Садовой улице, возле некоей конторы с названием «Одесскiй базаръ».



В 1880-х годах австрийцем Карлом Ауэром была изобретена калильная сетка, в несколько раз увеличивавшая силу света керосиновых фонарей.

В начале ХХ века, при городском голове Александре Беликовиче, в Аккермане началась установка фонарей нового типа.

По данным статистики, в 1910 году улицы Аккермана освещались 47 керосино-калильными фонарями системы "Люкс".



Тем не менее чугунные столбы для фонарей были достаточно дорогим удовольствием. Их устанавливали около присутственных учреждений или возле богатых особняков.

Скорее всего, "наши" фонари также были установлены где-то в другом месте, и перенесены сюда во время реконструкции Гостинной площади – сегодняшнего Парка Победы.

Мне не удалось найти на фотографиях старого Аккермана дореволюционные изображения чугунных фонарей. Единственный образец – это керосиновый фонарь возле городской почты.  Вполне возможно, что этот фонарный столб также был отлит на заводе Рестеля в Одессе. И его так же доставили гужевым путём в Овидиополь и переправили на пароходе «София» в Аккерман.




О самом заводе Рестеля информации оказалось не много. Вот что мне удалось собрать:

В 1833 года немец Карл Фальк (Falk) на своем участке по Херсонскому спуску основал небольшую литейную мастерскую. В 1844 году его машинный и чугуно-литейный завод был переведен на берег между Андросовским и Практическим молами – в наши дни это улица Приморская.

Завод начинает производить сельскохозяйственное оборудование и штучные изделия из чугуна – например, на кладбище героев Крымской войны в Севастополе были установлены чугунные ворота одесского литейного завода Фалька

Позже завод переходит к германскому подданому Василию Карловичу Рестелю.



Из небольшой мастерской купец 2-й гильдии Василий Рестель создал солидный машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод. В 1888 году завод был оборудован паровой машиной в 12 л.с., из оборудования числилось: паровой молот-1, вагранок-2, горнов-16, станков-37.

Завод Рестеля был довольно крупным предприятием. Производство в 1887 году составило 100 т.р., в 1897 – 149 т.р., в 1909 – 202 т.р.

Завод выпускал паровые мельничные машины, локомобили, земледельческие.машины и механизмы, вагоны, станки, насосы, изготовлял медные и бронзовые отливки и строительное литье. В начале ХХ века завод изготавливал газогенераторные устройства, моторы для газа, бензина, спирта и пр.

После пуска в Одессе трамвая завод Рестеля начал производить двуосные прицепы, колесные пары и детали для вагонов.



Кроме машин и механизмов завод Рестеля отливал и заказные изделия, такие как чугунные ограды и перила летниц. Продукция имела широкий спектр.

Например, нарядно оформленная, широкая чугунная лестница ведущая в Театральный сад с переулка Чайковского возле Оперного театра, пожалуй, самое известное в Одессе творение архитектора Я.Уската и металло-литейного завода В.К.Рестеля.

На Екатерининской улице местами сохранились изготовленные на этом заводе металлические скобы вокруг деревьев.



В Болградской гимназии имени Раковского до сих пор сохранилась полуторавековая металлическая лестница, на которой не стерлись буквы: «Заводъ Рестеля, Одесса».

Литые ступени, ограждения, элементы металлодекора, все это и в наши дни кое-где осталось в старинных домах Одессы.


Фото с сайта архитектурная Одесса

В 1887 году на заводе работали 144 рабочих, через 10 лет, в 1897 году, 121 рабочий. Причем, в числе рабочих числилось взрослых-84, подростков-32, малолетних-5.

Видимо, условия для рабочих были действительно тяжелыми. Недаром в 1903 году на заводе Рестеля произошла масштабная стачка рабочих, повлекшая за собой цепную реакцию забастовочного движения в городах южной России. В ответ на стачку Рестель уволил всех забастовавших и набрал новых рабочих.


… Где-то в начале XX века Василий Константинович Рестель умирает. Завод переходит к его сыну – Эмилию Васильевичу. Теперь имя отца остается в торговой марке - чугунолитейный и машиностроительный завод «В.Рестель».

Вначале завод переживал трудности – в 1909 году производство упало до 56 т.р., рабочих осталось 70 человек.

Но под руководством инженера-механика, купца 2-й, а потом 1-й гильдии Эмилия Васильевича Рестеля завод стал опять быстро наращивать обороты. В 1912 году производство составило 86 т.р.

Эмилий Васильевич принял русское подданство, получил промысловое свидетельство на Промышленные предприятия III разряда (заменило 1-ю гильдию), стал гласным гор.думы (1909-1913), входил в Комиссию по водоснабжению Одессы.


А потом… Потом была революция, гражданская война и советская власть. К сожалению, неизвестна дальнейшая судьба владельца завода Эмилия Рестеля…

Но кто-то из его семьи все-таки остался в советской Одессе. В 1920 году в Одесской Греческой Свято–Троицкой церкви состоялось бракосочетание. Жених - Ангелиди Евстратий Эммануилович, греческоподданный, невеста - Рестель Ирма Эмилиевна, разведенная жена дворянина Навроцкого Сергея…


Осталось добавить, что до 1909 года адрес завода был ул.Приморская, 20, а потом, в результате изменения нумерации домов, стал ул.Приморская, 26.

В наши дни это главное здание Западной военно-морской базы ВМС Украины.



Давно нет завода Рестеля, стерлась память о владельце завода, а изящные чугунные фонарные слолбы с его именем напоминают нам о далеких днях нашего города…

Tags: Аккерманцы в Одессе, Гостинная площадь, Парки Аккермана
Subscribe

  • Смерть капитана

    В ноябре 1913 года в одесских газетах появилась заметка: Капитан Георгий Гаврилович Селецкий стал известен и в Одессе, и в Аккермане как один…

  • О памятнике в Городском сквере

    В своем материале о Городском сквере (Парке Ленина) я писал о каком-то памятнике, стоявшем перед революцией на центральной клумбе. А вчера я…

  • Дворяне Ярошевичи. Часть 3-я. Андрей Ярошевич.

    … У Алоизия Осиповича и Анны Васильевны было как минимум пять сыновей и одна дочь. Сегодня я расскажу о старшем сыне, Андрее Алоизьевиче…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments