Старый Аккерман (old_akkerman) wrote,
Старый Аккерман
old_akkerman

Category:

Дворяне Ярошевичи. Часть 4-я. Сыновья Алоизия Осиповича.

Сегодня мой рассказ о других детях Алоизия Осиповича.

Все сыновья получили высшее образование и все, так же как отец, стали Почетными мировыми судьями.


Часть списка мировых судей Аккерманского уезда 1916 года


Старшая дочь, Анна, родилась в 1875 году.

Алоизию Осиповичу в этот год исполнилось уже 39 лет. Наверное, долго он искал свою любовь, пока не встретил Анну Дубецкую. Даже дочь они назвали любимым именем – Аннушка.

Подросшая Анна вышла замуж за агронома Иванова.

Вообще, говоря сегодняшним языком, Ярошевичи были продвинутыми фермерами. Они обрабатывали землю по последнему слову агротехники, использовали современные сельскохозяйственные орудия. Не случайно трое из пяти братьев Ярошевичей получили агрономическое образование.

Молодой семье выделелили 300 десятие земли в Бритовке-Карловке. Сразу же, в 1902 году, земля была заложена в земельном банке – видимо нужен был кредит на развитие фермерского хозяйства.

А дальше… дальше была война, революция, хаос. Помещичью землю в Быкозе поделили крестьяне.

Семья агронома Иванова оказалась в советской России.

Анна Алоизьевна Иванова, урожденная Ярошевич, скончалась в Казани в 1935 году, в возрасте 60 лет. Похоронена на Арском кладбище, самом старом кладбище Казани.


Через 2 года после Анны, в 1877 году, родился Андрей.

В своей жизни он был Председателем Земской управы и Городским головой Одессы. Подробнее о нем я рассказывал в предыдущем посте.


Еще через год, в 1878 году, на свет появился Александр.


Потомственный дворянин Александр Ярошевич решил стать инженером-железнодорожником. После окончания гимназии он поступил в Петербургский Институт инженеров путей сообщения императора Александра I.

Выпуск состоялся 19 июня 1903 года. Александр получил звание Инженер путей сообщения с правом на чин коллежского секретаря.

В Аккермане Александр вместе с братом Андреем начинают хлопоты о создании Аккерманской железной дороги.

С 1909 года Александр Алоизьевич поступает на гос.службу. В это время он проектирует Ленскую железную дорогу от станции Тыреть Сибирской ж.д. до станции Лена у пристани Усть-Ила на реке Лене.

На следующий год он опять возвращается в Аккерман. Александр занимал должности почетного мирового судьи (1910-1916), помощника предводителя дворянства (1911-1913), Гласного уездного земского собрания (1912-1916).

Александр был одним из учредителей Общества Аккерманской железной дороги для сооружения и эксплуатации железнодорожной линии от города Аккермана Бессарабской губернии до станции Лейпцигская Юго-Западных железных дорог.



Благодаря талантливой защите А.Ярошевичем, в качестве специалиста, своего проекта в межведомственной комиссии и других инстанциях проект быстро был утвержден.

В 1913 году началось строительство железной дороги. 20 декабря 1915 года из Аккермана отошел первый поезд в составе нескольких пассажирских вагонов и 25 товарных, груженных хлебом для армии. 2 января 1916 года открылось пассажирское и грузовое движение – один поезд в одну сторону ежедневно.

Аккерманское Земство высоко оценило заслуги братьев Ярошевичей в создании так необходимой уезду железной дороги.



С февраля 1916 года Александр Алоизьевич Ярошевич являлся Управляющим Бессарабской железной дорогой. Он получал содержание 6000 руб. и квартирные 1200 руб.

На фото, сделанном возле паровозного депо на станции Аккерман, можно увидеть Александра Ярошевича вместе с супругой Натальей (справа на снимке).



Добавлю, что вероятнее всего именно Александр Ярошевич проживал в том самом особняке в центре Аккермана, который мы сейчас знаем, как «Дом Ярошевича».


Через 3 года после Александра, в 1881 году, родился Григорий.

Он также стал инженером. Известно, что в 1907 году он жил в Петербурге.

Григорий с 1912 года, когда Председателем управы стал его старший брат Андрей, стал Гласным уездного земского собрания и был избран в Почетные мировые судьи. Он занимал эти должности до самой революции.

Скончался Григорий в 1920 году. Ему было 39 лет.



Следующим сыном Алоизия Осиповича был Анатолий, который родился в 1882 году.

Он получил агрономическое образование, проживал в Кишиневе.

Анатолий занимал многие должности в уездных и дворянских организациях. Он был депутатом Аккерманского дворянства в Губернском дворянском Собрании, Гласным уездного земского собрания, членом Губ.оценочной комиссии, Губ.комитета по народной трезвости, Губ.земской управы

Анатолий также был избран на должность Почетного мирового судьи Аккерманского уезда.

В дворянских организациях Ярошевичи сменили клан знаменитых Пуришкевичей.




Есть упоминания еще об одном сыне – Антон Алоизьевич Ярошевич был Действительным членом Бессарабского общества естествоиспытателей в 1904-1908 годах по разделу «Агрономия». Но я допускаю, что речь шла об Андрее. Может быть, корреспондент неправильно расшифровал обычное сокращение Ан.А.Ярошевич.



Эпилог.

Наверное, братья Ярошевичи родились не в то время и не в том месте. При других условиях их деятельность была бы достойно оценена обществом.

А в нашей жизни семья Ярошевичей оказалась разбросанной историческими вихрями. Последняя информация, которая у меня есть – из Записной книжки Евгения Карловича Фаберже, Париж, 1930-1950 годы.

Там, в списке знакомых знаменитого ювелира, сделана запись: Ярошевич, сдача квартир, Париж


Tags: Дворяне, Железная дорога, Ярошевичи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments